Экспедиция Шеклтона столкнулась с беспрецедентными трудностями, однако благодаря нечеловеческим усилиям команды под его руководством ей удалось их преодолеть. Корабль «Эндьюранс», доставивший экспедицию к берегам Антарктиды, оказался зажат льдами и вскоре раздавлен под их натиском. Шеклтон решил эвакуировать людей на льдину, где им пришлось провести месяцы в крайне суровых условиях полярной зимы без достаточного провианта и снаряжения. Когда льдина начала таять, им предстояло совершить отчаянную попытку добраться до безлюдного острова Элефант, а оттуда во главе с Шеклтоном, проявившим исключительное лидерство и мужество, отправиться на шлюпках к острову Десепшен, чтобы спасти всех участников экспедиции.
Шеклтон принял единственно верное в такой ситуации решение – с шестью товарищами на шлюпке добраться до острова Южная Георгия через 1500 км бушующего Южного океана под силой штормовых ветров для спасения остальных людей с острова Элефант. Им пришлось преодолевать гигантские волны и снежные заносы, лишь чудом прибив шлюпку к противоположному берегу острова. Затем Шеклтон в одиночку в суровейших условиях проделал путь через неизвестные ледниковые горы, чтобы наконец вызвать помощь. Благодаря его беспредельному мужеству и настойчивости всем членам экспедиции удалось спастись.
Подводные дроны, проводившие уникальную съемку затонувшего корабля Шеклтона «Эндьюранс», зафиксировали исключительно хорошую сохранность легендарного судна, рухнувшего под натиском антарктических льдов более века назад. Несмотря на столетия, проведенные на морском дне, оно прекрасно держит вертикальное положение, а деревянный корпус и части оснастки, хоть и покрытые обитателями прибрежных вод, сохранили целостность. Даже надпись на корме осталась различимой, позволяя свидетельствовать о бессмертном подвиге Шеклтона и его людей. О чём и напоминает теперь затонувшее судно, объявленное памятником и находящееся под охраной международных договоров как уникальный исторический артефакт.
Несомненно, история спасения команды «Эндьюранса» под предводительством Шеклтона заслуживала гораздо большего общественного резонанса и внимания прессы. Однако события разворачивались на фоне ужасов Первой мировой войны, вовлекшей все европейские державы. В тот период события на фронтах и в тылу полностью доминировали в новостной повестке, затмевая беспрецедентный героизм Шеклтона и его команды в борьбе за выживание в суровых условиях Антарктики. В условиях войны подвиг исследователей оказался в тени огромной по масштабам трагедии, разворачивающейся на европейском континенте, однако сохранил историческое значение для последующих поколений.
Исследование берегов Антарктиды в начале XX века было связано с огромными трудностями. Суровый антарктический климат с постоянными сильными морозами, снегопадами и штормами создавал экстремальные условия как для морских путешествий, так и высадки на негостеприимный берег. На кораблях экспедиций отсутствовала толковая навигационная аппаратура, не было опыта ледовой разведки и картографирования акваторий. Корабли легко разрушались в ледяных тисках и страдали от «ледового трения». Высадка на берег становилась практически невозможной из-за глубоких трещин и пропастей во льду. На суше путешественников ждали снежные бури, обрывистые скалы, труднопроходимые ледники. Не хватало продовольствия, экипировки, опыта выживания в полярных условиях. Болезни и травмы становились смертельно опасными. Понимание всех этих трудностей помогает осознать истинный подвиг первопроходцев Антарктики.
Далеко не все понимали, для чего нужно преодолевать такие трудности. Первоначально исследование Антарктиды было связано с научным любопытством геологов, биологов, метеорологов и других специалистов, желавших изучить уникальную экосистему Южного континента, его географию и климат. Однако вскоре выяснилось, что Антарктида имеет и важное практическое значение: здесь открыты огромные залежи полезных ископаемых, прежде всего нефти и газа. Южный океан богат разнообразными морепродуктами. Регион играет ключевую роль в формировании погодных процессов на всей планете. Кроме того, Антарктида является уникальной лабораторией для мониторинга глобального потепления и климатических изменений, угрожающих всему человечеству.
Ныне подводная археология в водах Антарктиды проводится с использованием самых передовых высокотехнологичных решений. Дистанционно управляемые подводные роботы оснащены мощными видеокамерами и прожекторами, позволяющими проводить четкую 3D-съемку на глубине. Сонарное картирование помогает обнаруживать затонувшие суда под толщей льда. Потом роботы аккуратно снимают с корпусов то, что наросло, фотографируют каждую деталь палуб и рубки для цифровой реконструкции. Собираются артефакты, не нарушая целостности найденных объектов. Мощные насосы обеспечивают систему охлаждения роботов, действующих в условиях ниже нуля. Лабораторный анализ образцов позволяет получать новые данные о затонувших судах эпохи освоения Антарктики.
В лабораториях поднятые артефакты изучают с применением самых современных научных методик. Проводят тщательный визуальный осмотр, фото- и видеосъемку, чтобы зафиксировать мельчайшие детали. Рассматривают сканирующим электронным микроскопом, выявляя следы износа и коррозии. Чистят от наростов и консервацию наносят осторожно, чтобы не повредить структуру. Химический анализ и рентгеноспектральный анализ позволяют определить состав материалов и красок. Радиоуглеродный анализ устанавливает датировку. Документируют цифровые модели в единой базе данных. Исследуются с помощью 3D-сканирования и 3D-печати, чтобы воссоздать виртуальные реплики. Так проясняется история находок и раскрываются новые страницы освоения этих далёких территорий.