Израильские морские археологи нашли 2 судна с сокровищами

В этом районе

Израильским подводным археологам удалось обнаружить у побережья древнего города Кесарии останки двух кораблекрушений, произошедших с разницей в более чем тысячелетие: один затонул около тысячи семиста лет назад, во времена Римской империи, тогда как второй погиб около шестиста лет тому назад, в эпоху Мамлюкского султаната. Причиной гибели обоих судов, судя по обстоятельствам, стал сильный шторм. Впервые за всю историю археологических раскопок удалось поднять с их разрушенных корпусов и разбросанных по дну ценные находки. Это сотни серебряных и бронзовых монет, а также ювелирные изделия, что делает находки одними из наиболее значительных для раскрытия истории торговли и культуры данного региона.

Исследователям удалось сделать уникальные личные находки. Среди них – гемма с изображением лиры из красного камня, предположительно предназначавшаяся для вставки в кольцо, а также редкое золотое кольцо с зеленым камнем, на котором выгравирована сцена «Доброго Пастыря» – раннехристианская эмблема, символизирующая Иисуса Христа. Эти предметы личного обихода, скорее всего, принадлежали пассажирам кораблей, затонувших у берегов древнего города Кесарии, где в III веке зародилась одна из первых христианских общин, оказавшая решающее влияние на становление и распространение новой религии в этом регионе.

Учёные выяснили, как погибли корабли

В прибрежных водах Средиземного моря наиболее разрушительные шторма случаются зимой и весной. Именно тогда формируются мощные циклоны, несущие ливни и сильные ветры до 30-40 м/с, способные порождать высокие волны. Корабли, затонувшие у Кесарии, вероятно, стали жертвами именно зимнего шторма, решив ставить якорь на мелководье. Однако мелководье не обеспечивает защиты от шторма: при подходе мощных волн корпус судна может снести и разбить о дно или о скалы. А ставить якорь в открытом море опасно, так как при сильном ветре трос может оборваться или якорь поднять, оставив корабль беззащитным перед стихией.

Для спасения кораблей, попавших в шторм у берегов Кесарии, капитанам и командам следовало проявить максимальную бдительность и оперативность. Заметив приближение циклона, необходимо было срочно поднять якоря и искать укрытие в ближайшей гавани, не рискуя ставить якорь на открытом рейде. При сильном ветре следовало осторожно уводить суда подальше от мелководий и рифов, где они оказались бы беззащитны перед мощью волн. В случае если шторм застал врасплох и суда не успели укрыться, экипажам нужно было проявить мастерство и хладнокровие, чтобы управлять судами, маневрируя между волнами и используя каждый отмель для разгрузки, стараясь выдержать бурю и добраться до укрытия, однако им это, увы, не удалось.

Побережье Кесарии расположено на пересечении нескольких опасных водных потоков, что делает море в этом районе подверженным внезапным штормам. Здесь сходятся теплые течения, поднимающиеся из вод Средиземного моря с юга, со льдами холодных вод, несущихся с севера. Это часто провоцирует быстрое формирование циклонов и сильные ветры. Кроме того, у берегов Кесарии находятся многочисленные скалистые рифы и мели, что делает навигацию в полуторакилометровой зоне от берега крайне опасной даже в спокойную погоду. Попав под удары волн во время шторма, деревянные суда рисковали быть раздавленными о камни или выброшенными на скалы.

Ввиду внезапных перемен погоды и сложных морских условий у берегов Кесарии на протяжении столетий гибло немало торговых и пассажирских судов. Уже в античные времена эти воды считались опасными, а многочисленные рифы – настоящими ловушками для кораблей. Веками на дно накапливались ценные грузы – от амфор с вином и маслом до слитков серебра и золота. С течением времени обломки деревянных бортов и корпусов становились убежищем для морской флоры и фауны, пока не превращались в плотный конгломерат. И сейчас для подводных археологов это место является настоящей сокровищницей, хранящей в своих недрах фрагменты истории, торговли и культуры разных эпох.

Морское дно у берегов Кесарии хранит в себе ценные свидетельства прошлого, которых невозможно обнаружить на суше. Так, под слоями ила и песка покоятся практически нетронутые останки затонувших судов вместе со всем их грузом: предметами быта, одеждой, посудой, которые в благоприятных условиях морской среды сохраняются гораздо лучше, чем на воздухе. Такие артефакты дают уникальную возможность сопоставить письменные источники с материальной культурой тех времен. Кроме того, в отличие от суши, под водой можно найти предметы, которые люди сбрасывали за борт или топили намеренно. Это позволяет узнать больше об аспектах повседневной жизни, торговых путях и религиозных обрядах, оставшихся за рамками официальных хроник.

Морская среда способствует бережному сохранению артефактов с затонувших судов благодаря следующим факторам. Во-первых, на дне океана царит постоянная низкая температура и отсутствие колебаний, что препятствует разрушению материалов от перепадов тепла и холода. Во-вторых, в отличие от суши, на морском дне нет кислорода, поэтому не происходит окислительных процессов, останавливающих коррозию. Кроме того, толстый слой осадков создает защитный барьер от хищных микроорганизмов. Благодаря этим факторам деревянные предметы, ткани, керамика и металлы могут сохраняться на протяжении столетий, давая ценную информацию для археологов.

Большая толща морской воды, погребая под собой затонувшие суда, надежно защищала сохранность их грузов и предметов от разрушений, угрожавших им на суше. Так, на дне океана не было пожара, который мог уничтожить свидетельства прошлого. Ведь именно огонь часто становился причиной переделки и переплавки ценных металлов и предметов. Кроме того, глубины моря уберегали находки от хищнических грабежей и умышленного уничтожения в случае военных конфликтов. Тогда как на суше исторические ценности зачастую становились жертвой стихийного разгрома или целенаправленного разрушения. Благодаря этому на дне сохранилась подлинная картина прошлых эпох.

Израильские подводные археологи проводят тщательные исследования затонувших судов. Сначала с помощью гидролокаторов и видеокамер они сканируют дно, выявляя контуры обломков. Затем ученые спускаются на батискафах и детально осматривают места кораблекрушений, делая фото- и видеофиксацию. Осторожно отбирают образцы судовой обшивки, деталей интерьера и разбросанных предметов для передачи в лабораторию. Там проводят консервацию находок, исследуют под микроскопами, проводят радиоуглеродный и молекулярный анализы, устанавливая даты и состав материалов. Затем собранную информацию обрабатывают с помощью 3D-моделирования, создавая уникальные виртуальные реконструкции кораблей и портрет их жизни задолго до нашего времени.

Поднятые с дна находки подвергаются всестороннему мультидисциплинарному изучению. С помощью рентгенофлуоресцентного анализа определяется точный химический состав металлов и керамики. Микроскопия позволяет выявить на них мелкие детали орнамента, надписей, печатей. Радиоуглеродный анализ устанавливает век предметов из органических материалов. Изотопный анализ используется для выяснения источников сырья. Дендрохронологический анализ дает данные о возрасте дерева, из которого изготовлены деревянные изделия. Анализ антропологических останков дает представление об образе жизни, питании и здоровье людей тех времен. Палеоботанические, палеозоологические, палеопаразитологические исследования воссоздают картину природной среды и состояния окружающего мира.

На дне у берегов Кесарии археологам удалось сделать ряд уникальных находок, позволяющих лучше понять историю этого региона. Одной из самых значительных стала находка хорошо сохранившегося судна римской эпохи длиной более 30 метров. Оно было нагружено сотнями амфор с вином, которое было очень полезно в контексте радиоуглеродной датировке затопления судна. Также на глубине археологи обнаружили останки двух кораблей ранневизантийского периода с ценным грузом ювелирных украшений и стеклянной посуды. Эти крупные находки сохранились в первозданном виде и позволяют судить о морских путях, торговле и быте жителей этого региона в далёком прошлом.

В работе по исследованию и охране многочисленных памятников кораблекрушений у берегов Кесарии археологам помогают опытные дайверы-энтузиасты. Добровольцы прочесывают видимую поверхность дна, обнаруживая обломки керамики, амфор, металлические детали, разбросанные на значительной площади. Погружаясь до глубины 30 метров, они фотографируют затонувшие объекты, что позволяет лучше спланировать дальнейшие работы с применением подводных аппаратов. Кроме того, опытные аквалангисты помогают осуществлять мелкие консервационные работы прямо на морском дне, экономя усилия учёных. Благодаря такому волонтерскому содействию здесь раскрывается уникальная история.