В подводной пещере в заливе Шакан на острове Принца Уэльского, расположенном у юго-восточного побережья Аляски, на глубине 52 метров археологи сделали редкую и важную находку: сохранившиеся останки каменного сооружения для ловли лосося, построенного древними обитателями севера более 11 тысяч лет назад. Представляющее собой несколько полусферических стен из камней, оно позволяло путём создания искусственных ограничений во время приливов и отливов эффективно ловить рыбу. Эта находка делает данное сооружение на тысячу лет старше прежних свидетельств пребывания человека на Аляске и имеет исключительную значимость для уточнения времени её первого заселения, по поводу чего до сих пор идут дискуссии среди учёных.
Ученые считают, что древним обитателям Аляски удавалось в сезон нереста ловить большое количество лосося благодаря использованию каменных ловушек, которые они устанавливали и перестраивали в зависимости от уровня воды и изменений в поведении рыбы. Такие полукруглые сооружения из камней и деревянных кольев возводились поперек оврагов у рек, где лосось размножался. При потоплении оврагов водой малоподвижные экземпляры рыбы застревали в ловушке. Найденная под водой на юго-востоке каменная конструкция с большой долей вероятности является самой древней ловушкой в мире, свидетельствующей об изучении древними людьми повадок лосося и развитии эффективных методов его добычи.
Археология Аляски дает ограниченные сведения об истории заселения всей Северной Америки, поскольку древние поселения там изучены плохо. Ранее господствовавшая гипотеза об Аляске как первом месте выхода человека в Новый Свет в настоящем подвергли сомнению в связи с находками в Мексике объектов возрастом более 13 тысяч лет. Обнаружение ловушки на берегу Аляске свидетельствует о том, что первобытные жители не только не сторонились океана, но и умело использовали его ресурсы. Это допускает гипотезу их морской колонизации Америки, несмотря на скептицизм некоторых учёных. Тем не менее, вопрос об освоении человеком Нового Света остаётся дискуссионным.
Исторический контекст
Древние обитатели Аляски представляли собой охотников-собирателей, которые кочевали в поисках дичи и съедобных растений по обширным просторам северо-запада Северной Америки. Основу их питания составляло мясо дичи и лосось, а также различные морепродукты, которые добывались в реках, озерах и прибрежных водах. Для охоты они использовали примитивное оружие из камня и кости, а для ловли рыбы и морепродуктов сооружали сложные сооружения вроде обнаруженной подводной каменной ловушки. Предположительно, к таким племенам относились дене, атабаски, эскимосы и инуиты, предки которых населяли Аляску, начиная примерно с 11 тысяч лет назад, создавая зачатки доколумбовой цивилизации в этом северном регионе.
Племена вели кочевой образ жизни, перемещаясь в поисках пищи в зависимости от сезонов. Зимой они селились в небольших полуподземных жилищах, обычно представлявших собой конические навесы из деревянных жердей, обмазанных глиной и травами. Летом при перекочевках на охотничьи угодья они использовали переносные жилища из шкур: чумы или палатки. Одежду изготавливали из шкур зверей и птичьих перьев, утепляя мехом. Носили мокасины, надевали накидки и шапки. Все предметы быта изготавливались вручную с применением огня, примитивных орудий труда из камня, дерева и кости.
Древние жители Аляски в основном охотились на диких северных оленей, лосей и баранов, а также ловили многообразную водную дичь – лосося, форель, тихоокеанского лосося, треску, камбалу и других рыб. Важную роль в рационе играли морепродукты: крабы, устрицы, мидии, гребешки, улитки. Собирали разнообразные ягоды, орехи и съедобные корнеплоды: землянику, морошку, чернику, бруснику, шиповник, кедровый орех. Пищу готовили на открытом огне, затем потребляли сырой или коптили для длительного хранения.
Племена вели кочевой образ жизни небольшими родовыми группами, объединёнными по принципу родства. В таких группах сложились патриархальные отношения, где мужчины-охотники были главами семей и принимали основные решения, однако женщины, как продолжательницы рода и заведующие хозяйством, пользовались большим авторитетом. Дети помогали родителям с раннего возраста, обучаясь охотничьим и бытовым навыкам. Между группами поддерживались торговые и родственные связи, но конфликты решались обычно мирно без применения насилия.
Для духовной жизни древних племён Аляски было характерно почитание тотемных животных и духов предков. Каждая родовая группа видела себя в родстве с каким-либо животным-тотемом, будь то медведь, орёл или лосось. Они считали, что приобрели силы и качества этого животного. Тотемный зверь был сакральной фигурой, его изображения использовались в обрядах. Большое значение имел культ предков – их духи почитались как покровители племени, люди верили, что души умерших родственников продолжают за ними присматривать. Шаманы выступали в роли посредников между людьми и духовным миром, проводя обряды, гадания и очищения. Верили в божественные силы природы и сверхъестественные силы, населявшие окружающий мир.
Местные племена за тысячелетия своего существования в суровых арктических условиях совершили немалый прогресс. Ими были созданы эффективные орудия охоты и рыболовства из камня, кости и дерева. Были налажены торговые связи, что способствовало распространению новых технологий. Особенно важным достижением стало строительство сложных сооружений для ловли лосося, таких как обнаруженная под водой каменная ловушка. Это свидетельствует об изучении миграций рыбы и разработке оптимальных методов её добычи. Племена освоили океанские просторы, научились строить лодки и приспособились к суровому климату. Их знания в области медицины, календаря и духовной практики также постоянно совершенствовались.
Жители Аляски создали богатую устную традицию, включавшую обрядовые песни и танцы, предания о духах и героях прошлого. В песнях и сказаниях передавались знания о природе и охоте, история рода и тотемного животного. Большое значение имело декоративно-прикладное искусство: изготовление украшений из кости моржа и черепах с изображениями животных, тиснением и инкрустацией. Мастера умело резали по кости и дереву, создавая сложные узоры. Шаманы украшали бивни магическими символами. Сохранились наскальные рисунки с изображением зверей и людей. Искусство было тесно связано с духовной сферой, выступало средством передачи и укрепления культурных традиций между поколениями.
Морские археологи вносят значительный вклад в изучение древней цивилизации коренных народов Аляски. Именно подводные раскопки и исследования позволяют обнаруживать уникальные артефакты, такие как каменная ловушка для лосося на о. Принца Уэльского, датируемая более 11 тысячами лет. Это не только редчайшие находки, способные рассказать о давно затонувших поселениях и технологиях добычи пищи, но и свидетельства о том, что жители севера освоили океан с древних времён. Под водой артефакты лучше сохраняются, что позволяет морским археологам с их помощью реконструировать быт, занятия и верования племён, населявших Аляску тысячелетия назад.