Подводные археологи обнаружили на дне Ирландского моря затонувший пароход «Месаба». В течение многих лет это судно эксплуатировалось различными судоходными компаниями под флагом США и Бельгии, совершая трансатлантические рейсы между Старым и Новым Светом. Именно этот пароход, числившийся в 1912 году подменным судном на линии между Британией и Америкой, в ночь гибели «Титаника» пытался спасти пассажиров злосчастного лайнера.
В апреле 1912 года пароход под командованием опытного капитана, правильно оценил ледовую обстановку севернее, направил радиограмму на «Титаник» и другие суда, следующие на восток, с предупреждением о наблюдении тяжелого пакового льда и многочисленных крупных айсбергов на заданных координатах, а также ледяных полях. Однако загруженный работой радист «Титаника» не доложил информацию капитану, а после повторной просьбы подтвердить получение сообщения по-прежнему ее проигнорировал. Всего через два часа лайнер столкнулся с айсбергом и затонул, хотя мог избежать этой участи, если бы капитан был извещен о погодных условиях вовремя.
Немного контекста
«Титаник» являлся уникальным лайнером для своего времени, задавшим новые стандарты комфорта на море. Он обладал исключительными для того периода размерами и роскошью интерьеров – длиной 269 метров, водоизмещением в 46 тысяч тонн, вмещал на борту более 2200 пассажиров. У корабля было две трубы высотой 62 метра и 11 палуб, включая нарядные рестораны, бары, библиотеки, салоны первого класса с позолоченными изразцами, паркетными полами, каминами, отделанным под богатые дворцы интерьерам.
«Титаник» на момент своего строительства считался практически непотопляемым и неуязвимым благодаря целому комплексу инновационных для того времени технических решений и конструктивных особенностей. В числе главных – наличие 16 прочных отделений, разделенных водонепроницаемыми переборками от киля до верхней палубы. Считалось, что даже если любые два отсека будут затоплены, корабль останется на плаву. Кроме того, «Титаник» имел двойное дно, призванное избежать проникновения воды вследствие поломки корпуса при столкновении. Также значительно повышала непотопляемость наличие на борту четырех паровых насосов мощностью в 4500 тонн воды в час каждый, обеспечивающих быстрое извлечение забортной воды при аварии.
Всем системам непотопляемости «Титаника» был нанесен смертельный удар его столкновением с айсбергом. Из-за недостаточной высоты бортов корпус лайнера на протяжении пяти палуб был пробит расколовшимся айсбергом на 300 метров. В результате резкого затопления шести передних отсеков корабль пошел на дно менее чем за два с половиной часа. Переборки не остановили лавинообразного поступления воды, а насосы не смогли справиться с ее количеством. К тому же эвакуация пассажиров оказалась проведена крайне плохо: многие не успели сесть в шлюпки из-за нехватки мест и отсутствия дисциплины при их заполнении.
Если бы «Титаник» столкнулся с айсбергом напрямую, а не получил несколько гигантских пробоин на левом борту на протяжении пяти палуб, это вероятно не привело бы к гибели лайнера. При лобовом столкновении повреждения были бы сосредоточены в носовой оконечности корабля, а предназначенные для непотопляемости водонепроницаемые переборки и двойное дно остановили бы поступление воды в другие отсеки. 16 насосов смогли бы быстро откачать забортную воду из поврежденных зон и не допустить затопления судна целиком. То есть роковым оказалась попытка маневрировать.
При крушении «Титаника» проявилась трагическая реальность неравенства пассажиров перед лицом смертельной опасности. Первыми к спасательным шлюпкам допускались исключительно люди из первого класса – богатые и влиятельные. Женщины и дети отправлялись вперед, мужчин же призывали «уступить место». Из-за отсутствия инструкций и контроля спасение проходило крайне медленно, без учета общего количества на борту. В итоге погибли сотни людей, которые могли быть спасены, если бы процедура заполнения шлюпок проводилась более эффективно и справедливо для всех, независимо от класса путешествия.
После смертельного столкновения с айсбергом и быстрого затопления «Титаника», в безлюдной холодной воде Северной Атлантики оказались сотни людей, пытавшихся спастись за счет использования имеющихся на борту спасательных средств. И в это критическое время на помощь пришел пароход «Карпатия» компании Cunard Line, который подобрал большинство оставшихся в живых пассажиров и членов экипажа «Титаника». Хотя до места гибели ему пришлось добираться около четырех часов, судно смогло спасти более 700 человек, тем самым уменьшив последствия одной из величайших катастроф в истории мореплавания.
Пароход «Карпатия» компании Cunard Line, подобравший большинство выживших с «Титаника», был значительно меньше злосчастного лайнера: его длина составляла всего 143 метра. Несмотря на скромные размеры по сравнению с «Титаником», «Карпатия» была оснащена всем необходимым для оказания первой помощи: на её борту был медицинский персонал, теплые одеяла и возможность сделать горячие напитки. После получения сигнала бедствия с тонущего лайнера «Карпатия» немедленно перенаправила свой курс и спустя почти 4 часа прибыла в район крушения. Именно благодаря столь своевременному и профессиональному реагированию её экипажа удалось спасти большинство выживших пассажиров «Титаника».
Но что случилось с «Месабой»?
Уникальный пароход «Месаба», которому почти удалось спасти «Титаник», в дальнейшем участвовал в Первой мировой войне, ходя в конвоях. Однако 1 сентября 1918 года его торпедировала немецкая подлодка UB-118 в Ирландском море, в результате чего погибли 20 членов экипажа, включая капитана. Недавно исследователи Бангорского университета с помощью современного инструмента – многолучевого гидролокатора, позволяющего картографировать дно с большой детализацией, наконец обнаружили его останки на морском дне. Таким образом, история этого неординарного судна, оказавшегося в эпицентре двух трагедий, нашла свое завершение.
Благодаря применению многолучевого гидролокатора исследователям удалось сканирование дна Ирландского моря и обнаружение на нём 273 затонувших судов. Для установления точной идентификации каждой находки они сопоставляют координаты местоположения со сведениями из баз данных Гидрографического управления Великобритании и других исторических источников. Благодаря возможности гидролокатора фиксировать детали подводных останков, часть ранее неопознанных или ошибочно идентифицированных обломков, как в случае с «Месабой», теперь удаётся уверенно расшифровать. Это позволяет решить проблему, которая ранее была доступна лишь дорогостоящим подводным археологическим раскопкам с ограниченным охватом.
Подводная археология является уникальным источником информации о кораблестроении прошлых эпох, поскольку позволяет напрямую изучать сохранившиеся фрагменты корпусов, конструкции и детали затонувших судов. Находящиеся на морском дне обломки кораблей, в отличие от книжных описаний, дают исследователям возможность с геометрической точностью определить размеры и пропорции, проследить эволюцию технических решений, обнаружить ранее неизвестные конструктивные элементы. Только под водой можно получить непосредственное представление о реальном виде и деталях судостроения прошлого, в то время как ранее полагались лишь на косвенные данные. Это делает подводную археологию уникальным источником информации.
Учёные также могут многое узнать благодаря отличным условиям сохранности артефактов на дне океанов и морей. Отсутствие кислорода, биологических факторов разрушения, постоянство температурного и илового фона создают эффект естественной консервации, позволяя материалам сохраняться на протяжении тысячелетий в практически неизменном виде: от металлических деталей до органики. Это делает подводную археологию уникальным источником знаний о цивилизациях прошлого.