Учёные узнали, что стало с любимым кораблём Генриха VIII

Что судно

Ученые установили, что за деградацию древесины корпуса знаменитого корабля Мэри Роуз», затонувшего в середине XVI в и поднятого в конце прошлого, ответственны бактерии, образующие в процессе своей жизнедеятельности сульфид железа. Проведя анализ образцов древесных кернов с помощью рентгеновских и электронно-микроскопических методик, ученые впервые обнаружили наличие наноструктур на их основе, выделяющих кислоты и разрушающих древесину. Это и стало причиной продолжающейся деградации уникального исторического корабля, несмотря на ранее проведенную консервацию.

История

Остаётся надеяться на то, что судно получится спасти. Ведь оно довольно интересно. Именно при Генрихе VIII англичане начали массово строить крупные военные корабли. Тогда Англия только делала первые шаги на пути к господству на море, стремясь стать «владычицей», тогда как испанский и французский флоты были значительно сильнее. «Мэри Роуз» для своей эпохи являлся очень большим судном с водоизмещением 500 тонн, но он отличался высокой скоростью и маневренностью, благодаря чему король Генрих VIII даже одержал на нем победу в устроенных им парусных гонках.

Постепенно технологии в кораблестроении и оружейном производстве совершенствовались. Король Генрих VIII решил, что его любимый флагман «Мэри Роуз» достоин большего и через 26 лет после создания отправил на модернизацию. К сожалению, это не всегда приносит пользу.

Король приказал заменить устаревшие кованые пушки на новые литые бронзовые орудия, стреляющие чугунными ядрами, количество которых достигло 96. Простые подсчеты показали, что водоизмещение возросло до 700 тонн против прежних 500. Для установки нового вооружения потребовалась перестройка: смена обшивки, бортовых пушечных портов, конструкции кормы, усиление палуб. Мастера понимали, что это ухудшит мореходность, но спорить с королем было бесполезно. Вышедший в пролив Солент, «Мэри Роуз» смог дать только один залп, после чего опрокинулся и затонул – перегрузка обрушила его. Из 400 человек спаслись лишь 35.

История корабля «Мэри Роуз» носит важный поучительный характер. Она демонстрирует, что неспособность препятствовать необдуманным решениям тиранов зачастую приводит к созданию недоработанных, неоправданно перенагруженных и не жизнеспособных продуктов, как в данном случае произошло с этим кораблём. Мастера ясно видели опасность модернизации, требуемой королём Генрихом VIII, понимая, что утяжелённый корабль с большим количеством тяжёлых орудий и переделанными конструкцией палуб и обшивки потеряет мореходность и стабильность. Однако им не удалось отговорить монарха от его прихоти, поскольку спорить с ним в те времена означало рисковать жизнью. В результате «Мэри Роуз» так и не совершил ни одного реального боевого похода, потонув при первой же попытке выйти в море из-за излишней перегрузки, на которую мастера и указывали.

Помимо знаменитого корабля «Мэри Роуз», на дне морей по-прежнему покоятся останки множества других знаковых для истории Великобритании судов, имевших в свое время важное значение, но затем потерпевших кораблекрушение. Среди них можно назвать линейный корабль «Ройал Джордж», некогда гордость британского флота, но разбившийся при буксировке в Северном море в 1782 году; а также многие другие знаменитые суда прошлого, останки которых по сей день хранят тайны их героических историй.

Печальный пример «Мэри Роуз» многому научил исследователей

Многие знаменитые корабли, погибшие в море, оставляют на дне для защиты от полной гибели при попытке подъёма. Подъём таких крупных исторических судов на поверхность сопряжён с большими рисками: резкий перепад гидростатического давления может привести к необратимому разрушению корпуса и конструкций, находящихся под водой десятилетиями. Кроме того, столь долгое пребывание в солёной воде и воздействие морских микроорганизмов окажут негативное влияние: деревянные элементы корпуса и оснастки могут быть полностью съедены древоточцами, металлические – быстро распасться в результате коррозии. Это неминуемо приведёт к полному разрушению находок, поэтому исследователи выбирают менее рискованный подводный осмотр и частичную консервацию ценных фрагментов прямо на дне.

Именно опасаясь полного разрушения ценных исторических кораблей при их подъеме на поверхность, многие ведущие подводные археологи проводят детальное исследование находок прямо на морском дне. Такой подход позволяет минимизировать риски для сохранности судов, дает возможность точно зафиксировать и проанализировать их первозданное состояние и взаиморасположение всех деталей, не нарушая целостности конструкции. При этом ценные фрагменты можно помечать и извлекать для дальнейшего детального изучения без угрозы разрушения корпуса в целом, что имеет особую научную и историческую значимость.

Исследования на дне проводятся с помощью специального оборудования: подводных роботов и телекамер, способных транслировать изображение в реальном времени на суда-лаборатории. С их помощью археологи детально обследуют корпус корабля, фиксируя положение всех элементов. Обнаруженные предметы сканируются 3D-камерами, берутся пробы для анализа. Вокруг находок устанавливаются опоры с маркировкой, а сама зона ограждается для защиты. При необходимости консервации отдельных деталей их наносят прямо на месте с помощью специальных составов, предотвращающих дальнейшее разрушение. Роботы также помогают очистить территорию для дальнейшей съемки. Это позволяет задокументировать находку, не нарушая целостности корпуса.

В исследовании затонувших кораблей большую помощь могут оказать опытные дайверы, способные работать на значительных глубинах. Предварительно проинструктированные учеными о целях исследования, аквалангисты под их руководством могут осуществлять непосредственный осмотр и фото/видеофиксацию фрагментов корпуса и инвентаря, недоступных для роботов. Выполняя мелкие работы вручную прямо на дне – от установки крепежей и маркеров до сбора мельчайших обломков и фрагментов грунта для дальнейшего анализа – дайверы помогают существенно дополнить информацию, получаемую с помощью техники, и способствуют более полному раскрытию судьбы потерпевших кораблей.